ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК


БИОЛОГ
ГЕОГРАФ
МАТЕМАТИК
ФИЗИК, АСТРОНОМ
ХИМИК
ЛАБОРАНТ ХИМИКО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



БИОЛОГ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Биологи изучают живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой.
Некоторые специалисты этого профиля занимаются научно-исследовательской работой, проводят фундаментальные исследования, накапливая знания о живых организмах. Другие используют эти знания в прикладных целях: для создания новых лекарств, увеличения урожайности, а также для улучшения состояния окружающей среды.
Биологи-исследователи обычно работают в лабораториях, используя различное оборудование, например, электронные микроскопы, компьютеры, многое другое. Эксперименты могут проводиться с лабораторными животными, тепличными растениями или же осуществляться вне лабораторий, например, в лесах и степях ботаники наблюдают как произрастают растения, экологи изучают как восстанавливаются лесные площади после пожаров.
Специалисты-биологи могут работать и на управленческих или административных должностях, разрабатывая, например, административные программы по испытанию пищевых продуктов и лекарств, по созданию и функционированию зоопарков и ботанических садов. Обычно они становятся руководителями после приобретения достаточного опыта работы в лабораториях, экспедициях, на производстве или в учебных заведениях, а также после получения высшей квалификации.
Они могут быть консультантами в коммерческих фирмах или государственных учреждениях, делая анализы и обследуя продукты питания, лекарства и другие продукты. Нередко они трудятся в торговле и сфере услуг, в компаниях, производящих биотехнологическую продукцию.
Используя генную технологию, специалисты этой профессии умело управляют генетическим материалом животных или растений, пытаясь сделать организмы более продуктивными и устойчивыми к болезням. Успехи в биотехнологии расширяют исследовательские возможности почти во всех областях биологии, находят практическое применение в сельском хозяйстве, пищевой и химической промышленности.
Биологи-исследователи классифицируются в зависимости от того, какие типы организмов они изучают:
- гидробиологи исследуют водные растения и животных. Из них морские биологи изучают живые организмы, обитающие в соленой воде; лимнологи (озероведы) изучают живые организмы пресных вод. Морских биологов иногда называют океанографами, но океанографы обычно имеют отношение к изучению физической характеристики океана и океанских глубин;
- биохимики исследуют химический состав живых веществ. Они пытаются объяснить сложные химические комбинации и реакции, включающие в себя метаболизм, репродукцию, рост и наследственность. Большая работа проделана биохимиками и молекулярными биологами в биотехнологии, где требуется глубокий анализ биохимических процессов;
- ботаники изучают растения и их сообщества. Некоторые анализируют все аспекты жизни растений, другие специализируются в такой сфере, как идентификация и классификация растений, изучая структуру и функции частей растений, биохимию их развития и средства от болезней растения;
- микробиологи исследуют рост и характеристики микроскопических организмов, таких как бактерия, водоросль или грибки. Часть из них специализируется в микробиологии окружающей среды, пищевой, сельскохозяйственной или промышленной микробиологии, вирусологии, иммунологии. Многие микробиологи продвигают вперед знание клеточного воспроизводства и причин человеческих болезней;
- физиологи изучают жизненные функции растений и животных, весь живой организм (растение или животное) на клеточном и молекулярном уровне, в нормальных и аномальных условиях. Они могут специализироваться на анализе роста, воспроизводства, фотосинтеза, дыхания или движения, физиологии определенного органа или системы органов;
- зоологи исследуют животных - их происхождение, поведение, болезни и жизненный цикл. Некоторые экспериментируют с жизнью животных в контролируемой или природной среде, пока другие вскрывают погибшие экспонаты для анализа их внутреннего строения. Зоологи обычно подразделяются по видам животных, которых они изучают, на -орнитологов (птицы), маммологов (млекопитающие), герпетологов (рептилии), ихтиологов (рыбы);
- экологи изучают отношения среди организмов, между организмами и окружающей их средой, а также результаты влияния на природу таких факторов, как численность населения, загрязнители, количество осадков, температура и высота над уровнем моря.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
В основном у биологов сорокачасовая неделя в лабораториях или офисах. В работе с вредными веществами и опасными организмами в лабораториях они должны быть аккуратными при исполнении процедур во избежание заражения.
Ботаники, экологи, зоологи часто работают в полевых условиях, что требует напряженной физической деятельности при малой обустроенности быта.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Более успешному освоению профессий в сфере биологии помогут знания ботаники, общей биологии, математики, химии, физики, анатомии и физиологии, зоологии и географии в объеме программы средней школы.
Биологов готовят на биологических факультетах университетов, агрономических, лесохозяйственных факультетах, факультете защиты растений, зоотехнических и ветеринарных факультетах сельскохозяйственных академий и аграрных университетов, а также на химико-технологических факультетах технологических университетов.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специалисты по разведению животных, работающие в заповедниках, садоводы, почвоведы, медицинские работники (как врач-энтомолог, врач-генетик, ветеринар), эксперт-эколог, многие сельскохозяйственные специалисты.



ГЕОГРАФ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Географы изучают природные и производственно - территориальные комплексы и их компоненты (население и хозяйство) с целью наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создания благоприятной среды для жизни человека. Они также занимаются исследованием строения земной поверхности и природных условий жизни в тех или иных регионах планеты. В системе географических наук выделяют:
- естественные, или физико-географические науки, которые включают землеведение, ландшафто-ведение, геоморфологию (строение земной поверхности), климатологию, океанологию и т. д.
- общественные географические науки, которые включают экономическую географию (география населения, география природных ресурсов и т.п.), географию отраслей хозяйства (география промышленности, география сельского хозяйства и т.п.) и историческую географию.
Занимающиеся исторической географией изучают физическую, экономическую и политическую географию той или иной страны или территории. География населения предполагает исследование состава и размещения населения и населенных пунктов, условия формирования населения на различных территориях, его структуру и плотность. География природных ресурсов изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение этой отрасли возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, проблем ресурсообеспеченности человечества.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Географы занимаются научно-исследовательской деятельностью. Они могут работать как в помещениях, занимаясь систематизацией и анализом данных, так и в полевых условиях, выезжая в командировки, с целью сбора необходимой информации. Обычно они имеют регламентированный рабочий день, хотя конкретные условия труда людей этих специальностей могут зависеть от профиля той организации, где они трудятся. Географы занимаются не только научной, но и преподавательской работой.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этой специальностью необходимо знание основ географии, истории, биологии, химии в объеме программы средней школы. Получить эту профессию можно в университетах, на специализированных факультетах и отделениях. Те, кому присвоена степень бакалавра по географии, могут работать в средних учебных заведениях в качестве преподавателей географии, в строительных и изыскательских организациях, в природоохранных учреждениях, на снеголавинных и метеорологических станциях системы гидрометслужбы, в селезащитных организациях и т. п.
• ТРЕБОВАНИЯ
Для работы по этой специальности необходимо иметь диплом о высшем образовании, обладать логическим мышлением, умением глубоко, объективно и комплексно анализировать поставленные проблемы.
• РОДСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Экологи, метеорологи, геофизики, геологи и т. д.   



МАТЕМАТИК
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Математика является одной из древнейших наук и одновременно основой для многих областей знания. Сегодня она охватывает широкий спектр деятельности, простирающейся от создания новых теорий до разработки математических моделей, включающих в себя последние технологии в разрешении экономических, научных, инженерных и производственных проблем, с использованием математических знаний и компьютерных средств.
Математические работы подразделяются на два основных класса: теоретическая (чистая) математика и прикладная математика. Однако эти классы не являются четко определенными и часто совпадают.
Специалисты теоретической математики продвигают математические науки, развивая новые направления и выявляя новые закономерности и связи между существующими принципами математики. Они постоянно занимаются повышением своего образования, учитывая требования практики. Это в чистом виде абстрактное знание, способствующее созданию основ и разработок многих научных и инженерных достижений.
Представители прикладной математики используют теорию и технику - математическое моделирование и вычислительные методы –для формулирования и решения практических проблем в бизнесе, управлении, инженерии, а также в повседневной жизни, общественных науках. Например, они могут анализировать математические аспекты компьютерной и коммуникационных сетей, влияние новых лекарственных средств, аэродинамические характеристики в авиации или распределение стоимостей и производственных процессов в бизнесе. Работающие в промышленном исследовании и развитии, могут совершенствовать или обновлять математические методы, когда они поставлены перед трудными проблемами. Цель прикладной математики состоит в развитии современных разделов математики, имеющих прикладное значение по следующим направлениям: математическая теория управления; дискретная математика (математика о делимых величинах); теория конечных автоматов (роботов) и численных методов и другие.
Математики широко используют компьютеры для анализа взаимосвязей среди переменных величин и, решая сложные проблемы, развивают модели и процессы большого количества числа переменных.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Математики работают как в государственных учреждениях, так и в частных фирмах, в офисах. Иногда они трудятся самостоятельно, в группе математиков или, являясь частью такой интегрированной команды, которая включает в себя инженеров, компьютерных специалистов, техников и других профессионалов. Порой им приходится работать сверхурочно, выезжать в командировки для участия в семинарах, конференциях.
Математики работают и в качестве преподавателей школ, высших и средних специальных учебных заведений.
Их рабочая неделя составляет 40 часов.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Чтобы стать математиком, нужно иметь знание основ математики в объеме программы средней школы.
Специалистов этой профессии готовят на математических факультетах университетов, педагогических и технических вузов.
Отделения прикладной математики имеются в Казахском национальном университете и в Карагандинском государственном университете.
• ТРЕБОВАНИЯ
Математик, кроме профессиональных навыков, должен обладать такими качествами, как внимательность, аккуратность, усидчивость, способностью абстрактно и конструктивно мыслить; уметь работать с компьютером.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статистик, программист, аналитик. Родственными также являются такие сферы, как экономика, финансы и физика; математик-информатик, математик-кибернетик.

 


ФИЗИК, АСТРОНОМ
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Физики исследуют основные принципы и законы взаимодействия вещей в природе, их структуру и поведение, происхождение и трансформацию энергии, взаимодействие материи и энергии. Основываясь на экспериментальных работах, наблюдениях и анализе данных, они пытаются понять законы, которые описывают такие силы природы, как гравитация, электромагнитные силы, ядерное взаимодействие и т.д.
Ищут пути применения физических законов и теоретических изысканий к решению практических проблем в различных областях нашей жизни: в ядерной энергетике, электронике, оптике, связи, в космической технологии и т.д. Большинство физиков работают как исследователи, приумножая научные знания. Они трудятся как над объяснениями уже известных науке фактов, так и над открытием новых связей, процессов и законов природы.
Эти законы и принципы они используют в решении теоретических и практических проблем. Например, оборудование, созданное для исследований, находит практическое применение в жизни. Так, лазерные лучи активно используются в медицине; исследования в области микроволн нашли применение в быту для быстрого приготовления пищи; с помощью измерительных приборов и инструментов можно анализировать состав крови и химическое содержание пищи и т.д. Свои исследовательские работы они оформляют в виде научных работ и отчетов.
Физики могут специализироваться в различных областях: в физике элементарных частиц, ядерной физике, атомной и молекулярной физике, в области физики твердых тел, оптике и т.д.
Астрономия - одна из областей физики. Астрономы занимаются исследованием планет и звезд, их возникновением, развитием и исчезновением. Изучают общие закономерности строения вселенной, вопросы происхождения и развития небесных тел, в том числе искусственных космических объектов, физическую природу космических тел: плотность, температуру, массу, химический состав, возраст, особенности их взаимодействия и развития; законы движения небесных тел.
Они занимаются анализом данных, собранных в обсерваториях и полученных со спутников, пишут научные работы и отчеты о своих открытиях и изысканиях.
Астрономы заняты разработкой и составлением звездных карт, установлением точной системы небесных координат, описанием методов измерения положения и перемещения в пространстве небесных тел, изучением формы Земли и других планет. Они исследуют законы движения небесных тел и искусственных космических объектов, строение и развитие нашей звездной системы. Ими применяются самые разнообразные методы исследования - наблюдение, теоретические изыскания, внеатмосферные наблюдения (с помощью спутников). В своей работе они активно используют радио- и оптические телескопы, фотоаппаратуру и другое электронное оборудование.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Физики работают в лабораториях и исследовательских центрах. Они имеют регламентированный рабочий день, хотя не редко трудятся сверхурочно, если того требует эксперимент. Астрономы работают в обсерваториях, исследовательских центрах, на космодромах, применяя свои знания для решения проблем навигации и участвуя в космических и исследовательских программах. Свои наблюдения они проводят в ночное время при безоблачном небе и спокойной атмосфере, так как даже небольшие воздушные течения, например, восходящие потоки теплого воздуха, искажают изображение наблюдаемых объектов. Именно поэтому астрономические башни не отапливаются даже в холодное время года.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этими профессиями необходимо знание основ физики, математики, химии в объеме программы средней школы.
Обучение специальностям ведется на физических факультетах университетов, по окончании которых специалисты получают степень бакалавра или магистра. Имея диплом физика, можно работать в смежных областях, например, в биофизике, геофизике, химии и т.д.
Специалисты-физики работают в научно-исследовательских центрах, лабораториях, преподают этот предмет в средних и высших учебных заведениях, трудятся на предприятиях, производящих электронное оборудование и т.д.
• ТРЕБОВАНИЯ
Специальность физика, помимо профессиональных знаний, предполагает наличие таких качеств, как исследовательские способности, склонность к научному анализу.
• РОДСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Биофизик, геофизик, химик, математик.   



ХИМИК
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Химики проводят огромную исследовательскую работу. Они изучают свойства, состав и структуру веществ и законы, обусловливающие их взаимодействие, соединение и реакцию. Они работают над созданием новых продуктов, усовершенствованием уже имеющихся. Например, синтетический каучук и различные виды пластика были получены в результате исследования процессов полимеризации.
Химики изучают возможность использования накопленного опыта, теоретических исследований на практике. Они разрабатывают огромное количество новых и усовершенствованных синтетических волокон, красок, клеящих веществ, лекарственных препаратов, смазочных материалов и другой продукции. Внедряют процессы и методы, способствующие сохранению энергии и уменьшению загрязнения окружающей среды, например, разработки, связанные с использованием химических процессов и методов по очистке нефтяных продуктов. Исследования, проводимые в химической промышленности, влияют на развитие медицины, сельского хозяйства, пищевой промышленности, строительной отрасли и на многие другие области человеческой жизни.
Специалисты, работающие в химической промышленности, осуществляют контроль над процессом производства и качеством полученной продукции, тестируют образцы на предмет их соответствия установленным нормам и стандартам. Разрабатывают технологию процесса производства для определенных видов химической продукции.
Химики могут специализироваться в различных областях. Связанные с экологическими службами, они работают над определением структуры, состава и природы химических веществ и соединений, их наличия в воздухе, воде и почве. Те, кто занят в области органической химии, исследуют огромное количество углеродных соединений. Такие продукты химической промышленности, как лекарственные препараты, пластмассы, удобрения, получили развитие и разработку в этой области. Химики, работающие в области неорганической химии, изучают неуглеродные соединения, их состав, структуру и природу. Физическая химия изучает физические характеристики атомов и молекул, протекание химических реакций, условия образования и получения соединений с заданными свойствами, теоретические основы химии как органической, так и неорганической.
Специалисты-химики находят широкое применение в самых различных областях: это преподавательская деятельность в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, работа в химических лабораториях, на предприятиях химической, металлургической, текстильной, пищевой, промышленности, а также в учреждениях аналитической и экологической службы, медицине, фармакологии, в сельском хозяйстве и т.д.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Химиков можно встретить в лабораториях, офисах и на промышленных предприятиях. Некоторые предприятия химической промышленности считаются вредными для здоровья, и работающие на них имеют определенные льготы. В зависимости от профиля учреждения химики могут часть своего рабочего времени проводить вне помещений, например, собирая образцы почвы, воды и воздуха для дальнейших исследований.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Для успешного овладения этой профессией необходимо знание основ математики, биологии, химии, физики в объеме программы средней школы.
Получить специальность можно на химических факультетах университетов. Окончившие такой вуз обладают степенью магистра или бакалавра.
• ТРЕБОВАНИЯ
Специальность химика требует исследовательских и аналитических способностей.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Биохимик, фармацевт, технолог химического производства.   



ЛАБОРАНТ ХИМИКО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
• ХАРАКТЕР РАБОТЫ
Лаборант работает в лабораториях, проводящих разнообразные химико-бактериологические анализы воды, пищевых продуктов, сырья, полуфабрикатов и готовых изделий.
Лаборант; готовит пробы к испытаниям и. анализам, определяет содержание в них влаги, поглотительную способность, капиллярность, кислотность, плотность содержания жировых углеродистых веществ, содержание воскообразных веществ, присутствие хлористых, сернокислых и кальциевых солей; ведет контрольно-учетные записи.
• УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Работает в лаборатории на специально-оборудованном месте, имеющем вытяжную вентиляцию. Рабочей одеждой является белый халат и колпак. Работа может быть одно-, двух- или трехсменной в зависимости от характера производства. Оклад зависит от разряда и отрасли, в которой работает. Премия на общих основаниях. Работа женская. Профессия противопоказана лицам, у которых есть заболевания легких, кожи, аллергия. Годность к работе определяет специальная комиссия.
• ТРЕБОВАНИЯ
Лаборант должен быть внимательным, собранным, аккуратным. У него должно быть хорошо развито обоняние, а также сформировано высокое чувство ответственности за порученное дело.
• ОБРАЗОВАНИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ
Лаборант должен знать: основы химии и элементарные основы бактериологии в пределах выполняемой работы; порядок отбора образцов (проб) и их подготовки к испытаниям; основные свойства анализируемых материалов, сырья и полуфабрикатов; способы приготовления рабочих и титрованных растворов; порядок стерилизации бактериологических сред; правила обращения с лабораторным оборудованием; систему записей результатов испытаний и методы их статистической обработки. Профессия имеет 2—3 разряды.
Получить специальность можно на химических факультетах университетов. Окончившие такой вуз обладают степенью магистра или бакалавра.
• РОДСТВЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Биохимик, фармацевт, технолог химического производства.